Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

План работы по профориентации на 2019-2020 учебный год.

Программа предпрофильной подготовки

Рабочая программа «Мой выбор»

Рабочая программа «Профессиональная ориентация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Профпроект»
Аналитическая справка по профориентационной работе в МОУ «Ломоносовская школа №3»
Анкета «Выбор профессии»
Профориентационное мероприятие «МОЯ ПРОФЕССИЯ — МОЯ ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»
Анкета № 1 по профориентации

Анкета № 2 «Оценка уровня профориентационной работы, организации подготовки  к итоговой аттестации»
Анкета № 3 по профориентации
Профориентационная работа в условиях модернизации Российского образования (презентация)

Трудоустройство выпускников за 4 года (2015-2019 г)

 Дорожная карта профориентационной работы в МОУ «Ломоносовская школа №3» на 2019-2020 учебный год

Мероприятия по профориентации 2019-2020 учебный год:

Участие в открытом онлайн-уроке на платформе «ПроеКТОриЯ» https://proektoria.online/

Учащиеся 8-11 классов нашей школы принимали участие во Всероссийском открытом уроке на платформе «ПроеКТОриЯ».

Поездки учащихся школы:

Профессиональный лицей №42

Работа с порталом по профориентации «Профперспектика»  https://profperspektiva.ru/

Курс «Профпроект». Видео урок.

Профориентационные Сайты в сети-Интернет:

 «Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.

     Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

https://profperspektiva.ru/ поможет определить свой профессиональный тип личности и профиль будущей профессиональной деятельности.

     Портал http://proektoria.online — онлайн-площадка, поддерживающая сообщество старшеклассников, которые занимаются инженерным творчеством, разрабатывают собственные проекты, технические решения. Портал обеспечивает взаимодействие школьников (с собственными проектами, разработками и научными работами), тьюторов — экспертов от ВУЗов и представителей корпораций/бизнеса в целом.
Портал задуман таким образом, что школьники решают задачи, сформулированные индустриальными партнерами, а тьюторы в случае необходимости корректируют/направляют/помогают. Задачи от индустрий максимально соответствуют тем практическим целям, которые в настоящий момент стоят перед компаниями. У школьников есть действительная возможность понять/прочувствовать через решение задач специфику отрасли, сформировать команду под решение задачи — получить навыки коллективной работы и развить «сетевые» компетенции.
Проект «Проектория» был запущен в ноябре 2016 года. В данный момент на сайте размещено примерно 60 задач в различных областях – от создания внедорожника для арктических экспедиций для «Автоваза» и беспилотного автомобилядля МГТУ имени Баумана до планетохода для ОРКК и неинвазивного нейроинтерфейса для Курчатовского института.

   Профессии 2018. На этом сайте  вы найдете все профессии в ВУЗах России с описанием, зарплатами, всей информацией и специальностями, на которых их можно получить.

   «Профориентация: кем стать? » – www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современными рынке труда. Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни.

   «Профориентация, образование, занятость – www.acareer.ru — сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.

   Профессии» — www.ucheba.ru/prof – раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.

   E-xecutive. ru: справочник профессий www.e-xecutive.ru/professions – раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».

   Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.
«Zасобой»  — всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися.В рамках программы ежегодно проводится «Всероссийская профдиагностика» (всероссийский тест по профориентации), Всероссийский конкурс методических материалов по профориентации и Конкурс видеороликов о профессиях, образовательные вебинары для специалистов по профориентации. Ежемесячно проводятся мероприятия по популяризации профессий различных отраслей экономики «Zaсобой в профессию»
ключ к профессии