[spoiler title=»Памятка педагога»]

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

  1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
  2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
  3. Помогайте избежать ошибок;
  4. Поддерживайте выпускника при неудачах;
  5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
  6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
  7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

[/spoiler]

[spoiler title=»Ликвидация тревожности учеников»]

 Упражнения на снятия тревожности у обучающихся,

которые могут использовать педагоги

1. МИНИ-ТЕСТ

Прочитайте внимательно следующие утверждения. Подчеркните те, которые соответствуют вашему состоянию.

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки
  2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку
  3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку
  4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание
  5. Я, бывает, чувствую, что всё забыл
  6. Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником
  7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной
  8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией
  9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением
  10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю
  11. Меня тревожит мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски
  12. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь

Если получено больше 4 выборов, то это означает, что подверженность экзаменационному стрессу средняя и выше средней и ученику надо уделить больше внимания психологической подготовке к экзаменам.

Упражнения, которые подходят для ликвидации

 разных видов тревожности

  А.

  1. Метод десенсибилизации. Вспомните ситуации, вызывающи е у вас состояние тревоги. Сделайте записи или рисунки по этой теме
  2. Представьте мелодию, цвет, действие, ситуацию, вызывающие у вас состояние тревоги. Воспользуйтесь своими записями.
  3. Представьте ситуацию на экзамене, уроке, вызывающую у вас тревогу
  4. Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях, возникших у вас в момент тревоги
  5. Сделайте несколько глубоких, спокойных вдоха и выдоха на счет 1,2,3,4 с задержкой дыхания. Повторить 2-3 раза
  6. Представьте мелодию, цвет или ситуацию, вызывающую у вас чувство комфорта, расслабления или смеха
  7. А теперь продумайте собственное поведение в ситуации п. 3
  8. Вспомните своего любимого киногероя, владеющего уверенным поведением
  9. Представьте себя таким героем
  10. Подкрепите чувство уверенности в себе соответствующими представлениями мелодии, цвета, пейзажа
  11. Попробуйте снова представить ситуацию, вызывающую у вас тревогу и с улыбкой сосредоточьтесь на своих ощущениях. Продолжая улыбаться, думайте о травмирующей вас ситуации (экзамене)
  12. Сделайте глубокий вдох и выдох
  13. Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь

Для достижения устойчивого эффекта необходимо провести около 10 тренировок.

Б.

Упражнение «Шкалирование чувств»

Цель: снижение тревоги

Задачи: работа с дисфункциональными мыслями, иррациональными установками.

Детям предлагается оценить свое состояние по 10 бальной шкале в разных случаях жизни. Выделить наиболее критические моменты. Провести сравнительный анализ тревожности в различных ситуациях. Вспомнить способы преодоления тревожности.

В.

Упражнение «Исследование угрожающих последствий (декатострофизация)»

Цель: снижение тревоги

Задачи: Выработка альтернативного поведения в стрессовых ситуациях. Помощь в формировании копинг-стратегий. Используются методы воображения и ответы на вопросы типа: «Что самое страшное может произойти?», «А если это произойдёт, что будет ужасно?»…

Г.

Упражнение  «Волевое дыхание» (5 мин.)

Рекомендации ведущему: Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

Д.

Упражнение  «Возбуждающее дыхание» (5 мин.)

Рекомендации ведущему: Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.
После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите замедленно.
Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.

Е.

Упражнение  «Приятно вспомнить» (5 мин.)

Рекомендации ведущему: Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»

Эти упражнения необходимо освоить с учащимися в ходе занятий. Далее следует сообщение учащимся о том, что упражнения, с которыми они познакомились в ходе занятий, желательно использовать каждый день в процессе подготовки к занятиям в школе, при подготовке к экзаменам.

 [/spoiler]

[spoiler title=»Психологическая игра для учащихся 9-х, 11-х классов»]

Психологическая игра для учащихся 9-х, 11-х классов

«Идет экзамен»

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок

Цель: Снятие эмоционального напряжения, связанного с мыслями об экзамене, подготовкой к нему, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения, настрой на позитивное начало, получение опыта структурирования ответа и публичного выступления.

 

Сегодня мы поговорим  о том, что или кто может вам помочь на экзамене.

1. Что вы знаете о процедуре экзамена? Предлагаю вам ответить на вопросы экспресс-теста. Разминка.

  1. Чем нельзя пользоваться на экзамене? (мобильным телефоном, гелиевой ручкой, тестовым материалом (КИМ)
  2. На экзамен необходимо принести… (учебник, паспорт, персональный компьютер)
  3.  При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся… (встает в угол, удаляется с экзамена, платит штраф)
  4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться… (к организатору, к Президенту РФ, к другу)
  5. Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов… (на ладони, на полях бланка, на черновике)
  6. Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое-либо сомнение, то надо… (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, поднять руку)
  7. Для подачи апелляции необходимо обратиться… (к ответственному организатору, к дежурному по этажу, к министру образования РФ)
  8. Найдите правильное предложение: — заполнять бланк нужно на русском языке — заполнять бланк нужно на иностранном языке — заполнять бланк можно на любом языке
  9. Найдите правильное предложение: — во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами — во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде формул) — во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения

2. Упражнение на поддержку, поиск ресурса. «Качество сказочного героя»

 — У меня в корзинке находятся игрушки – фигурки сказочных героев. Участники  поочередно с закрытыми глазами достают игрушку и называют качество характера сказочного героя, которое может пригодиться на экзамене или во время подготовки к нему.

3. Часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то сделал это за нас. Сегодня такая возможность есть!

Каждая команда должна составить своеобразный «фоторобот» человека, который сможет сдать за ее участников сложный экзамен. Черты внешности, а также свойства и качества характера этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. Условие: позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого.

Получившийся портрет нужно нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам.

4. Итак,  есть человек, готовый сдать за вас экзамен. Сейчас будет проведен репетиционный экзамен. Мы обратимся к старой форме: ответам по билетам.

Билеты эти не совсем обычные. Их составили для вас сказочные герои.

Команды вытягивают билеты и готовят на них ответы. (см. Приложение)

5. Рефлексия занятия.

Так кто или что может вам помочь на экзамене? (прежде всего сам ребенок, его качества, умения, навыки, друзья, родители, психолог)

— как вы себя чувствуете?

— закончите фразу: сегодня я понял…; сегодня я узнал…; для меня было полезным…; мне понравилось…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

БИЛЕТ 1 (Золушка)

Тернистый путь от рваного башмака до туфельки. Роль обуви в жизни человека.

БИЛЕТ 2 (Буратино)

Подростковый сленг как способ самовыражения. Формы, способы применения и классификация подросткового сленга

БИЛЕТ 3 (Шапокляк)

Роль мусора в жизни разных слоев населения. Влияние мусора на формирование характера

БИЛЕТ 4 (поросенок Нуф-Нуф)

Лужа как место отдыха. Варианты использования лужи. Индивидуальная и групповая форма использования лужи.

БИЛЕТ 5 (Карлсон)

Понятие и роль крыши в современном обществе. Возможности и ограничения крыши.

БИЛЕТ 6 (Джинн)

Жизненные этапы пластиковых и стеклянных сосудов (емкостей, бутылок). Эмбриональная стадия, сам этап используемого сосуда и «постбутылочный» этап.

БИЛЕТ 7 (Кот в Сапогах)

Роль хозяина в жизни кошки. Разновидности хозяев, способы ухода и воспитания хозяина. Несовершенство образа человека с точки зрения кошки

 [/spoiler]

[spoiler title=»Рекомендации для учителей математики»]

Система подготовки к ЕГЭ по математике

При развитии конструктивной стратегии деятельности на экзамене  в качестве эффективного инструмента могут использоваться памятки или педагогические уловки, традиционно используемые на уроках с детьми.   Например, памятка для детей с доминированием правого полушария мозга («образников») в процессе мыслительной деятельности:

АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ (задания): что дано? что отсюда следует?

АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:  что найти? что для этого надо знать?

По договоренности с детьми у них есть свой «любимый» вопрос в геометрии:

«Элементом,  какой фигуры является искомое?» и, конечно, «Почему?» Эта педагогическая уловка выручает учащихся в затруднительных ситуациях при решении задач.

Решая геометрическую  задачу, можно использовать памятку:

  • сделай рисунок:
    • рисунок должен соответствовать условию задачи;
    • рисунок должен «работать» на нас;
  •  смелее выдвигай различные предположения;
  •  выводы логически обосновывай.

Предлагается вашему вниманию фрагмент урока.

Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и  критическое отношение школьников всех познавательных стилей мышления к полученной информации  и к занятию в целом при помощи вопросов:

  • Почему я не решил задание теста  или решил?
  • Я был на верном пути, но растерялся? (Внимание, самообладание?)
  • Обращался ли я к дополнительной литературе?  (Это первые шаги к саморазвитию.)
  • Обсуждал ли с кем-либо решение?  (Один ум хорошо, а два лучше.)
  • Что полезного, ценного Вы узнали сегодня на занятии?  Чему научились?
  • Что у Вас получилось и не получилось? Какая помощь Вам нужна?
  • В первую очередь в творческий план учителя должно быть включено:

1. Планирование

  • составление плана по подготовке к ГИА и ЕГЭ, составление списка и тем на изучение;
  • изучение литературы по этой проблеме;
  • участие в совещаниях, семинарах по данному вопросу;
  • изучение индуктивных положений, нормативных документов.

2. Подготовка раздаточных материалов

  • сборников по ГИА и ЕГЭ;
  • тесты;
  • учебно-тренировочные материалы;

3. Организация приобретения литературы по ГИА и ЕГЭ учащимися:

  • из школьной библиотеки;
  • покупку личных пособий.

4. Изучение демонстрационных материалов по разным годам:

  • прослеживать изменения в структуре.

5. Изучение критериев и оценки выполняемых заданий разных уровней.
6. Знакомство учащихся и родителей

  • с режимом дня при подготовке к экзаменам;
  • режим питания;
  • с нормами оценок, с 5-ти бальной и100- бальной шкалой.

7. Связь с администрацией школы, с классным руководителем и родителями о ходе подготовки, о некоторых результатах (итогов зачетов)
8. Ведение психологической подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

  • не запугивание, а привитие уверенности;
  • обучение заполнения бланков ответов;
  • привитие умения распределять время при сдаче ГИА и ЕГЭ и решение заданий различных групп.

9. Изучение анализов итогов ГИА и ЕГЭ по всем годам, традиционных ошибок, анализ работ конкретных учащихся.
10. Ведение целенаправленной работы по пробелам в знании за основную школу

  • устную (есть специальные подборки) или письменную;
  • фронтальную или индивидуальную.
  • ведение тетрадей пробелов, работа над ошибками с классом, дифференцирование, индивидуальная работа над ошибками по домашним заданиям, по проверочным работам.

11. Разнообразие приемов работы на уроке и типов уроков:

  • Уроки-зачеты, уроки-консультации и т.п.; практика зачетов теоретических и практических, письменных и устных, дифференцированные, тематические и итоговые; доступы и уроки по теории на паре; шефство сильных над слабыми; выполнение учащимися индивидуальных заданий с последующей защитой на уроке, факультативных занятиях; уроки-обобщения по конкретным темам.

12. Заведение экзаменационных тетрадей каждым учащимся с 9 класса, работа в них по плану учителя, по индивидуальному плану, решение заданий разных типов, замечания и предложения по итогам проверки.
13. Проведение консультаций вне занятий в 9 и 11 классах, учет тем консультаций в журнале. Консультация теоретическая и практическая с привлечением справочных материалов, ответы на вопросы учащихся.
14. Составление учащимися самодельных справочников, работа со стандартными справочниками, зачеты по материалам справочника с практическим применением.
15. Повышение уровня математической подготовки учащихся способствуют внеклассные мероприятия.
16. Обучение учащихся самоконтролю, выполнение задачи научить их определять ближайшую цель, свой уровень.
17. Самому учителю выполнять задания с развернутыми решениями и знакомить учащихся с ними.
18. В течение всей подготовки давать учащимся нормированные задания для самостоятельной работы, вести учет выполненных заданий.

Сдача выпускниками основной школы экзамена по математике в новой форме и выпускниками средней школы — в форме ЕГЭ поставила перед учителями ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»?

Каким должен быть современный урок? Это, прежде всего интересный урок. Лишь при этом можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.

Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению систематизация — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации систематизации и обобщения знаний учащихся, используют его в основном ради показателей достигнутого. Форма знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.

Хорошо поставленная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Можно использовать на своих уроках следующие формы систематизации:

  1. индивидуальная,
  2. групповая
  3. фронтальная.

1.   Индивидуальная систематизация.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Такая форма систематизации всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2.   Групповая систематизация.

При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до5 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповую форму систематизации применяют:

  • При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
  • При выделении приемов и методов решения задач
  • При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса.

3.    Фронтальная систематизация.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

В календарно-тематическое планирование уроков алгебры за 9-й класс можно внести темы, которые нужно повторить

  • основное свойство пропорции;
  • задачи на составлении и решение пропорций;
  • задачи на проценты;
  • формулы сокращенного умножения;
  • выражения и их преобразования
  • уравнения и системы уравнений;
  • неравенства и системы неравенств;
  • арифметическая и геометрическая прогрессии
  • теория вероятностей и элементы статистики

Повторение проводим как на уроках, так и после уроков через системные консультации. На уроке, создав микроклимат в классе, отрабатываем алгоритмизацию действий; удерживая интерес учащихся к предмету, формируем мотивацию к обучению. Учащиеся хорошо усваивают обязательный минимум материала по математике, если пользуются методическими приемами:

  • решение задач по образцу;
  • рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;
  • составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;
  • правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;
  • использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: «Как решить быстрее?»,  «У кого решение получилось самое короткое?»,  «Самое простое?».

Проводим тематический контроль с помощью тестирования, соблюдая правила организации работы с тестами:

  • учащиеся делают записи в картах ответов;
  • учитель дает инструктаж,  как правильно заполнить карту;
  • время выполнения и нормы оценок должны быть объяснены ученику заранее.

На уроках используем карточки-консультанты, с помощью которых повторять изученный материал. В них содержатся все условные моменты изучаемой темы, а так же алгоритм решения заданий.

В работе со слабоуспевающими детьми используем целый арсенал карточек «Работай по образцу!», которые позволяют отработать алгоритм разнообразных действий и математических  операций.

Учащиеся должны выполнять задания с пропусками. Пропускаются ключевые слова, правильное запоминание которых свидетельствует о понимании материала.

Проводим уроки обобщения и систематизации знаний. Без уроков обобщения  и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать процесс повторения учащимися учебного материала завершенным. Основное назначение этих уроков заключается в усвоении  учащимися связей и отношений между понятиями, теориями, в формировании целостного представления у учащихся об изученном материале, его значимости и применения в конкретных условиях. Обобщение и повторение ориентированы на то, чтобы учащиеся успешно сдали экзамены по математике.

Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы учителем начинается

  1. с обеспечения положительной мотивации учащихся, на повторение ранее изученного и усвоенного материала,
  2. раскрывается перспектива учебной деятельности,
  3. устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.

Приступая к итоговому повторению

  1. учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы,
  2. затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
    Российская высшая школа в настоящее время все чаще предъявляет тесты абитуриентам и студентам. В связи с этим учитель должен знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.

Работа над ошибками включает в себя следующее:

  • предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;
  • обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;
  • исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.

На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе ЕГЭ в предыдущие годы. Для подготовки к проведению занятий используется сайт www.ege.edu.ru, где размещаются аналитические отчеты о результатах ЕГЭ.

 [/spoiler]

[spoiler title=»Рекомендации для учителей русского языка»]

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

ПРАВИЛО 1.   « УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых  вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые  присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: «битва под Бородино» или «битва под Бородином»?

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
  • перенимать опыт у других учителей
  •  изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;
  • знать критерии оценивания.

ПРАВИЛО 2. «ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙ СТРАТЕГИЮ!»

       Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С разными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями ученики встречались с первых дней обучения в школе.  Подготовка  к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в вуз, а хорошее высшее образование, как известно,  — это путёвка в жизнь!

       Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема  повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом  количестве уроков русского языка в неделю, повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

         Конечно, подготовка к экзамену, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.

Главная задача – НАУЧИТЬ СДАВАТЬ ТЕСТ.

 Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» — угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

  Здесь можно выделить несколько шагов:

 Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ. Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую тетрадь, через  опорный сигнал, кластер и т.п. Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания.  Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от  подобных.

Второй шаг. СОЗДАЕМ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ «ЗАДАЧ» ЧАСТЕЙ А и В.

Выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях А и В. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

Третий шагСЛУШАЕМ ДРУГ ДРУГА.

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Более сильные ученики работают в группе со слабыми.

Четвёртый шаг. РЕШАЕМ  САМОСТОЯТЕЛЬНО.  Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (А1, А2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и  объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

 Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

 Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

 Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками.

Пятый шаг. СОЗДАЕМ САМИ!

       В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать   аналогичные  задания из частей А и В.  Например:

  • Практическое задание к А5.

Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок.

     Таким образом, разнообразные практические задания в ходе  разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

      Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке).

     Для обеспечения более качественной подготовки школьников к ЕГЭ в течение двух лет (10 — 11 кл.) следует проводить факультативы по русскому языку (1 час в неделю).

ПРАВИЛО 3. « ЗНАТЬ СВОЕГО ВРАГА — ПОЧТИ ПОБЕДА!»

                             ( ТАКТИКА РАБОТЫ С ТЕСТАМИ)

ПРАВИЛО 4.Учимся писать сочинение

 Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников — это часть С. Ее образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников нелегкой задачи – написанию сочинения.

Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена.  Но все же  написать сочинение – рецензию небольшого объема —  всего в 150 слов — на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Опыт работы педагогов показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, …

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце,

 выявление главной из них

5) формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем.

Можно дать задание по группам, согласно количеству абзацев. Затем поделиться своими наблюдениями и всем вместе прийти к нужному выводу.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис — мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Это, по утверждению выпускников, самая сложная часть работы, ведь в аргументации нельзя отвлечься от той мысли, которую доказываешь. Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст…» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания.   В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений ( «Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» — так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема — вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)

4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность,  эмоциональность,   богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора…», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

На занятиях в старших классах по подготовке к части С можно использовать приём «идеального сочинения», в группах по 5 человек распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – выявляет проблему и даём комментарий, 3 — определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Класс вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение.

   Можно проводить работу над текстом по-другому, в несколько этапов. На первом этапе отрабатывается коллективно по алгоритму один текст. На втором этапе парам раздаются тексты для работы. Учащиеся дома самостоятельно пишут сочинение, а в классе по критериям оценивают друг у друга работу и ставят баллы. Третий этап работы: учитель проверяет и сочинение, и оценку партнёра за данную работу. Такая деятельность даёт возможность учащимся не только самостоятельно работать над сочинением, но и учиться у своего одноклассника или делать ему замечания. По итогам работы над сочинением составляется контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст. Как и в тестах, целесообразно выполнять работу над ошибками. Тогда ученик доводит до совершенства свою работу, запоминает свои « слабые места». Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

Некоторые учителя часы, отведенные на литературу, берут для подготовки к  ЕГЭ по русскому языку. Этого категорически делать нельзя. Ведь в части С ученикам придется искать  доказательства для раскрытия какой-то темы. А темы эти, как правило, повторяются ( Проблема войны и мира, экологии, проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, память и т.д.)  И в доказательствах лучше  опираться именно на литературный  материал.

ПРАВИЛО 5. УЧЕБНИКИ И КОМПЬТЕР — НАШИ ПОМОЩНИКИ!

Как известно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку ученики должны повторить основные орфографические и пунктуационные правила, грамматические характеристики частей речи, сведения о фонетике, лексическом строе русского языка, модели образования слов, основы синтаксиса, а также ряд вопросов по стилистике, культуре речевого общения, текстообразованию.

Да, хочется сказать, что ЕГЭ ввели, а вот с учебниками должны определяться сами учителя, ученики и их родители. Ученики должны  получать информацию о структуре экзамена, тематическом блоке, о критериях оценки именно из учебника. Но, к сожалению, этого пока нет.

В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», разработанное ЗАО «Просвещение-МЕДИА», является, одним из наиболее доступных пособий такого типа. Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме.   Особенностью данного пособия является то, что оно позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний.   В нем представлены разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология» и др. Предусмотрено и обобщающее повторение по разделам «Речь», «Языковая культура», «Выразительность речи». В ЭИ представлен основной и дополнительный теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка. Материал для повторения дается в сжатой форме и оптимально структурирован, при этом в нем выделяются ключевые слова, облегчающие запоминание и поиск необходимой информации. Теоретический материал можно использовать в ходе подготовки реферативных выступлений учеников на уроке, при обобщающем повторении по определенным темам.

С помощью ЭИ можно организовать выполнение заданий тестового характера, подобных тем, что предлагаются в демонстрационных версиях ЕГЭ: задания с выбором одного из предложенных ответов и задания открытого типа с кратким ответом; задания с использованием словарных материалов и задания с опорой на текст. Двухуровневый характер тестовых заданий позволяет строить работу на уроке дифференцированно. Задача учителя — так построить урок, чтобы работа шла с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе, но при этом поднимала бы каждого ученика постепенно на более высокий уровень. Программа содержит тестовые задания двух типов: А (базовый уровень) и В (повышенный уровень). К сожалению, составление заданий третьего уровня сложности С, предусматривающих выполнение творческих работ, средствами ЭИ пока не освоено.

ЭИ предусматривает задания для проведения тематического и итогового зачета. Программа сама регулирует время, отведенное на зачет, проверяет результаты тестирования и выставляет оценку, занося ее в «Журнал пользователя». Во время тестирования нельзя воспользоваться справочным материалом до конца зачета. В конце зачета пользователю предъявляется итоговый протокол, в который занесена информация о всех правильных и неправильных ответах. Контроль и оценка знаний учащихся полностью автоматизированы. Учащийся получает, как на ЕГЭ, суммарный балл (оценку по 5-балльной шкале) и тестовый балл (сумма набранных баллов в пересчете на 100-балльную шкалу). Такой зачет можно проводить и в компьютерном классе, и при наличии всего одного компьютера в  классе. Использование данного ЭИ в процессе подготовки к ЕГЭ позволит адаптироваться учащимся к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку, сократит время на уроке, отведенное на повторение и проверку знаний, облегчит контроль знаний, сделает подготовку к экзамену содержательной и интересной. Учащийся будет иметь возможность наблюдать объективные результаты своего труда и самостоятельно выявлять пробелы в знаниях. Электронный тренажер открывает возможности расширения дидактической базы и дифференцированного подхода к обучению, экономит время учителя, избавив его от составления тестов и проверки работ.   Конечно, успех работы с ЭИ зависит от уровня компьютерной грамотности учеников и учителя. Я стараюсь не отставать от своих учеников в компьютерной грамотности. Где-то они мне помогают, в каких-то вопросах обращаемся к учителю информатики. Таким образом, должна меняться квалификационная характеристика учителя: он должен уметь свободно ориентироваться в теоретическом материале по предмету, владеть основами информационно-коммуникационных технологий, быть мобильным и заинтересованным в развитии познавательных способностей учеников.

 ПРАВИЛО 6.  РОДИТЕЛИ — НАШИ СОЮЗНИКИ!   

Контакт с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен.  В 1 четверти   проводим родительское собрание в 11 классе. Ведется предметный разговор о проблемах в данном классе и о том, как родители могут  помочь. Например, какими материалами может воспользоваться школьник при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

               Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  •  Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  •  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  •  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  •  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  •  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  •  Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  •  Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренинг ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  •  Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  •  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  •  Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

       • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

        • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

        • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

  • И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

ПРАВИЛО 7. ОФОРМЛЯЕМ СТЕНД. 

В кабинете необходим стенд «Готовимся к ЕГЭ».

Предлагаю следующие рубрики:

  • Сколько осталось до экзамена?
  • Правила проведения и порядок проведения ЕГЭ.
  • Правила заполнения бланков. (Образцы заполнения).
  • Сроки индивидуальных консультаций к ЕГЭ.
  • Результаты текущего тестирования.
  • Уголок самоподготовки. (Дополнительные тесты к частям А и В )
  • Советы для написания части С.

ПРАВИЛО 8. ПСИХОЛОГ НАМ НУЖЕН!?

Любое испытание — ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Конечно, здесь нужна работа психолога. Если в школе его нет, то эта функция ложится на плечи кл. руководителя, родителей, учителя-предметника.

Поэтому наше знакомство с информацией в области психологии стресса и способами снятия внутреннего напряжения может дать нам инструмент самопомощи при подготовке к испытанию. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и мы сможем помочь справиться нашим ученикам с волнением, напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена.   Необходимо только  четко осознать, что очень многое зависит только от нас.

  [/spoiler]