Памятка педагога | ВыбратьПоказать> |
---|---|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:
|
Ликвидация тревожности учеников | ВыбратьПоказать> |
---|---|
Упражнения на снятия тревожности у обучающихся, которые могут использовать педагоги 1. МИНИ-ТЕСТ Прочитайте внимательно следующие утверждения. Подчеркните те, которые соответствуют вашему состоянию.
Если получено больше 4 выборов, то это означает, что подверженность экзаменационному стрессу средняя и выше средней и ученику надо уделить больше внимания психологической подготовке к экзаменам. Упражнения, которые подходят для ликвидации разных видов тревожности А.
Для достижения устойчивого эффекта необходимо провести около 10 тренировок. Б. Упражнение «Шкалирование чувств» Цель: снижение тревоги Задачи: работа с дисфункциональными мыслями, иррациональными установками. Детям предлагается оценить свое состояние по 10 бальной шкале в разных случаях жизни. Выделить наиболее критические моменты. Провести сравнительный анализ тревожности в различных ситуациях. Вспомнить способы преодоления тревожности. В. Упражнение «Исследование угрожающих последствий (декатострофизация)» Цель: снижение тревоги Задачи: Выработка альтернативного поведения в стрессовых ситуациях. Помощь в формировании копинг-стратегий. Используются методы воображения и ответы на вопросы типа: «Что самое страшное может произойти?», «А если это произойдёт, что будет ужасно?»… Г. Упражнение «Волевое дыхание» (5 мин.) Рекомендации ведущему: Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад. Д. Упражнение «Возбуждающее дыхание» (5 мин.) Рекомендации ведущему: Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом. Е. Упражнение «Приятно вспомнить» (5 мин.) Рекомендации ведущему: Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!» Эти упражнения необходимо освоить с учащимися в ходе занятий. Далее следует сообщение учащимся о том, что упражнения, с которыми они познакомились в ходе занятий, желательно использовать каждый день в процессе подготовки к занятиям в школе, при подготовке к экзаменам.
|
Психологическая игра для учащихся 9-х, 11-х классов | ВыбратьПоказать> |
---|---|
Психологическая игра для учащихся 9-х, 11-х классов «Идет экзамен» Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок Цель: Снятие эмоционального напряжения, связанного с мыслями об экзамене, подготовкой к нему, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения, настрой на позитивное начало, получение опыта структурирования ответа и публичного выступления.
Сегодня мы поговорим о том, что или кто может вам помочь на экзамене. 1. Что вы знаете о процедуре экзамена? Предлагаю вам ответить на вопросы экспресс-теста. Разминка.
2. Упражнение на поддержку, поиск ресурса. «Качество сказочного героя» — У меня в корзинке находятся игрушки – фигурки сказочных героев. Участники поочередно с закрытыми глазами достают игрушку и называют качество характера сказочного героя, которое может пригодиться на экзамене или во время подготовки к нему. 3. Часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то сделал это за нас. Сегодня такая возможность есть! Каждая команда должна составить своеобразный «фоторобот» человека, который сможет сдать за ее участников сложный экзамен. Черты внешности, а также свойства и качества характера этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. Условие: позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого. Получившийся портрет нужно нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам. 4. Итак, есть человек, готовый сдать за вас экзамен. Сейчас будет проведен репетиционный экзамен. Мы обратимся к старой форме: ответам по билетам. Билеты эти не совсем обычные. Их составили для вас сказочные герои. Команды вытягивают билеты и готовят на них ответы. (см. Приложение) 5. Рефлексия занятия. Так кто или что может вам помочь на экзамене? (прежде всего сам ребенок, его качества, умения, навыки, друзья, родители, психолог) — как вы себя чувствуете? — закончите фразу: сегодня я понял…; сегодня я узнал…; для меня было полезным…; мне понравилось…
ПРИЛОЖЕНИЕ БИЛЕТ 1 (Золушка) Тернистый путь от рваного башмака до туфельки. Роль обуви в жизни человека. БИЛЕТ 2 (Буратино) Подростковый сленг как способ самовыражения. Формы, способы применения и классификация подросткового сленга БИЛЕТ 3 (Шапокляк) Роль мусора в жизни разных слоев населения. Влияние мусора на формирование характера БИЛЕТ 4 (поросенок Нуф-Нуф) Лужа как место отдыха. Варианты использования лужи. Индивидуальная и групповая форма использования лужи. БИЛЕТ 5 (Карлсон) Понятие и роль крыши в современном обществе. Возможности и ограничения крыши. БИЛЕТ 6 (Джинн) Жизненные этапы пластиковых и стеклянных сосудов (емкостей, бутылок). Эмбриональная стадия, сам этап используемого сосуда и «постбутылочный» этап. БИЛЕТ 7 (Кот в Сапогах) Роль хозяина в жизни кошки. Разновидности хозяев, способы ухода и воспитания хозяина. Несовершенство образа человека с точки зрения кошки
|
Рекомендации для учителей математики | ВыбратьПоказать> |
---|---|
Система подготовки к ЕГЭ по математике При развитии конструктивной стратегии деятельности на экзамене в качестве эффективного инструмента могут использоваться памятки или педагогические уловки, традиционно используемые на уроках с детьми. Например, памятка для детей с доминированием правого полушария мозга («образников») в процессе мыслительной деятельности: АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ (задания): что дано? что отсюда следует? АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ: что найти? что для этого надо знать? По договоренности с детьми у них есть свой «любимый» вопрос в геометрии: «Элементом, какой фигуры является искомое?» и, конечно, «Почему?» Эта педагогическая уловка выручает учащихся в затруднительных ситуациях при решении задач. Решая геометрическую задачу, можно использовать памятку:
Предлагается вашему вниманию фрагмент урока. Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников всех познавательных стилей мышления к полученной информации и к занятию в целом при помощи вопросов:
1. Планирование
2. Подготовка раздаточных материалов
3. Организация приобретения литературы по ГИА и ЕГЭ учащимися:
4. Изучение демонстрационных материалов по разным годам:
5. Изучение критериев и оценки выполняемых заданий разных уровней.
7. Связь с администрацией школы, с классным руководителем и родителями о ходе подготовки, о некоторых результатах (итогов зачетов)
9. Изучение анализов итогов ГИА и ЕГЭ по всем годам, традиционных ошибок, анализ работ конкретных учащихся.
11. Разнообразие приемов работы на уроке и типов уроков:
12. Заведение экзаменационных тетрадей каждым учащимся с 9 класса, работа в них по плану учителя, по индивидуальному плану, решение заданий разных типов, замечания и предложения по итогам проверки. Сдача выпускниками основной школы экзамена по математике в новой форме и выпускниками средней школы — в форме ЕГЭ поставила перед учителями ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»? Каким должен быть современный урок? Это, прежде всего интересный урок. Лишь при этом можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению систематизация — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации систематизации и обобщения знаний учащихся, используют его в основном ради показателей достигнутого. Форма знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики. Хорошо поставленная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала. Можно использовать на своих уроках следующие формы систематизации:
1. Индивидуальная систематизация. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Такая форма систематизации всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства. 2. Групповая систематизация. При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до5 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания. Групповую форму систематизации применяют:
Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса. 3. Фронтальная систематизация. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению. В календарно-тематическое планирование уроков алгебры за 9-й класс можно внести темы, которые нужно повторить
Повторение проводим как на уроках, так и после уроков через системные консультации. На уроке, создав микроклимат в классе, отрабатываем алгоритмизацию действий; удерживая интерес учащихся к предмету, формируем мотивацию к обучению. Учащиеся хорошо усваивают обязательный минимум материала по математике, если пользуются методическими приемами:
Проводим тематический контроль с помощью тестирования, соблюдая правила организации работы с тестами:
На уроках используем карточки-консультанты, с помощью которых повторять изученный материал. В них содержатся все условные моменты изучаемой темы, а так же алгоритм решения заданий. В работе со слабоуспевающими детьми используем целый арсенал карточек «Работай по образцу!», которые позволяют отработать алгоритм разнообразных действий и математических операций. Учащиеся должны выполнять задания с пропусками. Пропускаются ключевые слова, правильное запоминание которых свидетельствует о понимании материала. Проводим уроки обобщения и систематизации знаний. Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать процесс повторения учащимися учебного материала завершенным. Основное назначение этих уроков заключается в усвоении учащимися связей и отношений между понятиями, теориями, в формировании целостного представления у учащихся об изученном материале, его значимости и применения в конкретных условиях. Обобщение и повторение ориентированы на то, чтобы учащиеся успешно сдали экзамены по математике. Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы учителем начинается
Приступая к итоговому повторению
Работа над ошибками включает в себя следующее:
На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе ЕГЭ в предыдущие годы. Для подготовки к проведению занятий используется сайт www.ege.edu.ru, где размещаются аналитические отчеты о результатах ЕГЭ.
|
Рекомендации для учителей русского языка | ВыбратьПоказать> |
---|---|
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку ПРАВИЛО 1. « УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!» Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: «битва под Бородино» или «битва под Бородином»? Поэтому учитель обязан учиться:
ПРАВИЛО 2. «ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙ СТРАТЕГИЮ!» Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С разными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями ученики встречались с первых дней обучения в школе. Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в вуз, а хорошее высшее образование, как известно, — это путёвка в жизнь! Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю, повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка. Конечно, подготовка к экзамену, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс. Главная задача – НАУЧИТЬ СДАВАТЬ ТЕСТ. Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» — угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать? Здесь можно выделить несколько шагов: Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ. Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь, через опорный сигнал, кластер и т.п. Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных. Второй шаг. СОЗДАЕМ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ «ЗАДАЧ» ЧАСТЕЙ А и В. Выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях А и В. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ. Третий шаг. СЛУШАЕМ ДРУГ ДРУГА. Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Более сильные ученики работают в группе со слабыми. Четвёртый шаг. РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (А1, А2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию». Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Пятый шаг. СОЗДАЕМ САМИ! В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:
Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим. Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Для обеспечения более качественной подготовки школьников к ЕГЭ в течение двух лет (10 — 11 кл.) следует проводить факультативы по русскому языку (1 час в неделю). ПРАВИЛО 3. « ЗНАТЬ СВОЕГО ВРАГА — ПОЧТИ ПОБЕДА!» ( ТАКТИКА РАБОТЫ С ТЕСТАМИ) ПРАВИЛО 4.Учимся писать сочинение Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников — это часть С. Ее образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников нелегкой задачи – написанию сочинения. Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение – рецензию небольшого объема — всего в 150 слов — на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой). Опыт работы педагогов показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления? Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, … 3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, … Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: 1) пересказ текста; 2) выделение микротем по абзацам; 3) поиск ключевых слов; 4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них 5) формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем. Можно дать задание по группам, согласно количеству абзацев. Затем поделиться своими наблюдениями и всем вместе прийти к нужному выводу. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис — мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Это, по утверждению выпускников, самая сложная часть работы, ведь в аргументации нельзя отвлечься от той мысли, которую доказываешь. Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок. Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором. В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку. 1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст…» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений ( «Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» — так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.) 2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема — вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.) З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме) 4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?» 5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности. Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора…», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов. На занятиях в старших классах по подготовке к части С можно использовать приём «идеального сочинения», в группах по 5 человек распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – выявляет проблему и даём комментарий, 3 — определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Класс вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение. Можно проводить работу над текстом по-другому, в несколько этапов. На первом этапе отрабатывается коллективно по алгоритму один текст. На втором этапе парам раздаются тексты для работы. Учащиеся дома самостоятельно пишут сочинение, а в классе по критериям оценивают друг у друга работу и ставят баллы. Третий этап работы: учитель проверяет и сочинение, и оценку партнёра за данную работу. Такая деятельность даёт возможность учащимся не только самостоятельно работать над сочинением, но и учиться у своего одноклассника или делать ему замечания. По итогам работы над сочинением составляется контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст. Как и в тестах, целесообразно выполнять работу над ошибками. Тогда ученик доводит до совершенства свою работу, запоминает свои « слабые места». Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное». Некоторые учителя часы, отведенные на литературу, берут для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Этого категорически делать нельзя. Ведь в части С ученикам придется искать доказательства для раскрытия какой-то темы. А темы эти, как правило, повторяются ( Проблема войны и мира, экологии, проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, память и т.д.) И в доказательствах лучше опираться именно на литературный материал. ПРАВИЛО 5. УЧЕБНИКИ И КОМПЬТЕР — НАШИ ПОМОЩНИКИ! Как известно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку ученики должны повторить основные орфографические и пунктуационные правила, грамматические характеристики частей речи, сведения о фонетике, лексическом строе русского языка, модели образования слов, основы синтаксиса, а также ряд вопросов по стилистике, культуре речевого общения, текстообразованию. Да, хочется сказать, что ЕГЭ ввели, а вот с учебниками должны определяться сами учителя, ученики и их родители. Ученики должны получать информацию о структуре экзамена, тематическом блоке, о критериях оценки именно из учебника. Но, к сожалению, этого пока нет. В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», разработанное ЗАО «Просвещение-МЕДИА», является, одним из наиболее доступных пособий такого типа. Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме. Особенностью данного пособия является то, что оно позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний. В нем представлены разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология» и др. Предусмотрено и обобщающее повторение по разделам «Речь», «Языковая культура», «Выразительность речи». В ЭИ представлен основной и дополнительный теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка. Материал для повторения дается в сжатой форме и оптимально структурирован, при этом в нем выделяются ключевые слова, облегчающие запоминание и поиск необходимой информации. Теоретический материал можно использовать в ходе подготовки реферативных выступлений учеников на уроке, при обобщающем повторении по определенным темам. С помощью ЭИ можно организовать выполнение заданий тестового характера, подобных тем, что предлагаются в демонстрационных версиях ЕГЭ: задания с выбором одного из предложенных ответов и задания открытого типа с кратким ответом; задания с использованием словарных материалов и задания с опорой на текст. Двухуровневый характер тестовых заданий позволяет строить работу на уроке дифференцированно. Задача учителя — так построить урок, чтобы работа шла с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе, но при этом поднимала бы каждого ученика постепенно на более высокий уровень. Программа содержит тестовые задания двух типов: А (базовый уровень) и В (повышенный уровень). К сожалению, составление заданий третьего уровня сложности С, предусматривающих выполнение творческих работ, средствами ЭИ пока не освоено. ЭИ предусматривает задания для проведения тематического и итогового зачета. Программа сама регулирует время, отведенное на зачет, проверяет результаты тестирования и выставляет оценку, занося ее в «Журнал пользователя». Во время тестирования нельзя воспользоваться справочным материалом до конца зачета. В конце зачета пользователю предъявляется итоговый протокол, в который занесена информация о всех правильных и неправильных ответах. Контроль и оценка знаний учащихся полностью автоматизированы. Учащийся получает, как на ЕГЭ, суммарный балл (оценку по 5-балльной шкале) и тестовый балл (сумма набранных баллов в пересчете на 100-балльную шкалу). Такой зачет можно проводить и в компьютерном классе, и при наличии всего одного компьютера в классе. Использование данного ЭИ в процессе подготовки к ЕГЭ позволит адаптироваться учащимся к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку, сократит время на уроке, отведенное на повторение и проверку знаний, облегчит контроль знаний, сделает подготовку к экзамену содержательной и интересной. Учащийся будет иметь возможность наблюдать объективные результаты своего труда и самостоятельно выявлять пробелы в знаниях. Электронный тренажер открывает возможности расширения дидактической базы и дифференцированного подхода к обучению, экономит время учителя, избавив его от составления тестов и проверки работ. Конечно, успех работы с ЭИ зависит от уровня компьютерной грамотности учеников и учителя. Я стараюсь не отставать от своих учеников в компьютерной грамотности. Где-то они мне помогают, в каких-то вопросах обращаемся к учителю информатики. Таким образом, должна меняться квалификационная характеристика учителя: он должен уметь свободно ориентироваться в теоретическом материале по предмету, владеть основами информационно-коммуникационных технологий, быть мобильным и заинтересованным в развитии познавательных способностей учеников. ПРАВИЛО 6. РОДИТЕЛИ — НАШИ СОЮЗНИКИ! Контакт с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен. В 1 четверти проводим родительское собрание в 11 классе. Ведется предметный разговор о проблемах в данном классе и о том, как родители могут помочь. Например, какими материалами может воспользоваться школьник при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Как помочь детям подготовиться к экзаменам
ПРАВИЛО 7. ОФОРМЛЯЕМ СТЕНД. В кабинете необходим стенд «Готовимся к ЕГЭ». Предлагаю следующие рубрики:
ПРАВИЛО 8. ПСИХОЛОГ НАМ НУЖЕН!? Любое испытание — ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Конечно, здесь нужна работа психолога. Если в школе его нет, то эта функция ложится на плечи кл. руководителя, родителей, учителя-предметника. Поэтому наше знакомство с информацией в области психологии стресса и способами снятия внутреннего напряжения может дать нам инструмент самопомощи при подготовке к испытанию. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и мы сможем помочь справиться нашим ученикам с волнением, напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена. Необходимо только четко осознать, что очень многое зависит только от нас.
|